Типы жк матриц
Какие бывают типы жидко-кристаллических матриц в ноутбуках. В чем различия.
TFT-матрицы в ноутбуках используется почти что такие же, которые стоят в обычных ЖК-мониторах и соответственно имеют такие же особенности и характеристики, но с некоторыми исключениями:
в домашних TFT-мониторах распространены модели с двумя или четырьмя лампами подсветки (может и больше), в ноутбуках для ограничения энергопотребления используются в большинстве случаев всего одной, максимум двумя лампами подсветки. Вот изза чего ЖК-матрицы ноутбуков имеют качество изображения, заметно хуже, чем у моделей для настольных мониторов.
шина, соединяющая выход видеокарты со входом матрицы различна в ноутбуках и ЖК-мониторах. В ноутбуках используется LDVS-шина, конкретней - одна из её разновидностей Flat Panel Display Link (FPD-Link). Опуская технические детали, на практике это приводит к некоторым ограничениям, вот с чем они связаны: матрица не является полным аналогом обычного ЖК-монитора, который состоит из связки: «матрица + контроллер». Этот контроллер осуществляет перевод сигнала из VGA/DVI, выдаваемый обычной видеокартой, в LVDS, который только и понимает "голая" матрица, а также делает дополнительную обработку сигнала (четкость, цветовая температура, on-screen меню). В ноутбуке ничего такого нет, там "голая" матрица напрямую подключена по LVDS к видеоадаптеру, благодаря чему не страдает четкость и положение картинки, но также нет возможности налоить on-screen меню и простого способа изменения цветовой температуры. Вот почему отсутствует возможность прямого подключения «голой» матрицы к обычному VGA/DVI выходу видеокарты.
Классифицируются матрицы размерам (диагональ в дюймах), разрешению (в пикселях по горизонтали и вертикали, по соотношению сторон (aspect ratio - "обычное" 4:3 и "широкоформатное" 16:10), по технологии их изготовления, и типу подсветки.
Большинство производителей матриц и ноутбуков придерживаются спецификаций, разрабатываемых Standart Panels Working Group. Согласно текущей спецификации производятся следующие (по размерам, соотношению сторон и разрешению) матрицы:
Диагональ матрицы |
Разрешение (букв. обознач.) |
Разрешение (в пикселях) |
Соотношение сторон |
Расстояние между пикселями |
Пикселей на дюйм |
15,0" |
QXGA |
2048 x 1536 |
4:3 |
0.148 |
172 |
12,1"W |
WSXGA+ |
1680 x 1050 |
16:10 |
0.155 |
164 |
14,1"W |
WUXGA |
1920 x 1200 |
16:10 |
0.158 |
161 |
15,4"W |
WUXGA |
1920 x 1200 |
16:10 |
0.173 |
147 |
12,1" |
SXGA+ |
1400 x 1050 |
4:3 |
0.176 |
144 |
14,1" |
UXGA |
1600 x 1200 |
4:3 |
0.179 |
142 |
14,1"W |
WSXGA+ |
1680 x 1050 |
16:10 |
0.180 |
141 |
12,1"W |
WXGA |
1440 x 900 |
16:10 |
0.181 |
140 |
15,0" |
UXGA |
1600 x 1200 |
4:3 |
0.190 |
134 |
17,0"W |
WUXGA |
1920 x 1200 |
16:10 |
0.191 |
133 |
13,3" |
SXGA+ |
1400 x 1050 |
4:3 |
0.193 |
132 |
15,4"W |
WSXGA+ |
1680 x 1050 |
16:10 |
0.197 |
129 |
12,1"W |
WXGA |
1280 x 800 |
16:10 |
0.204 |
125 |
14,1" |
SXGA+ |
1400 x 1050 |
4:3 |
0.204 |
125 |
14.1"W |
WXGA |
1440 x 900 |
16:10 |
0.210 |
121 |
15,0" |
SXGA+ |
1400 x 1050 |
4:3 |
0.217 |
117 |
17,0"W |
WSXGA+ |
1680 x 1050 |
16:10 |
0.219 |
116 |
15,4"W |
WXGA |
1440 x 900 |
16:10 |
0.230 |
110 |
14,1"W |
WXGA |
1280 x 800 |
16:10 |
0.237 |
107 |
12,1" |
XGA |
1024 x 768 |
4:3 |
0.240 |
106 |
17,0"W |
WXGA |
1440 x 900 |
16:10 |
0.255 |
100 |
15,4"W |
WXGA |
1280 x 800 |
16:10 |
0.259 |
98 |
13,3" |
XGA |
1024 x 768 |
4:3 |
0.264 |
96 |
14,1" |
XGA |
1024 x 768 |
4:3 |
0.279 |
91 |
17,0"W |
WXGA |
1280 x 800 |
16:10 |
0.287 |
89 |
15,0" |
XGA |
1024 x 768 |
4:3 |
0.296 |
86 |
Данные в этой таблице отсортированы по значению "расстояние между пикселями", который в определённой степени характеризует "мелковатость буковок" в обычной офисной работе.
Чем выше разрешение матрицы, тем меньше расстояние между соседними пикселями, тем меньше визуальные размеры элементарных элементов внешнего оформления операционной системы компьютера - иконок, названий файлов и элементов меню в графических ОС и символов в текстовых, но и тем больше информации помещается на всей площади экрана и тем более чёткими будут элементы изображения, имеющие те же линейные размеры. Утверждать нельзя, что высокое разрешение матрицы - хорошо, а низкое – плохо.
Каждый должен подобрать оптимальный для своих глаз и привычек размер и разрешение матрицы, попробовав в работе несколько разных ноутбуков; вышеприведённая таблица позволит составить предварительное впечатление о типах матриц.
Осталось поговорить про различные технологии производства жидкокристаллических матриц. Про т.н. "пассивные" (так же известные как Dual Scan) матрицы можно только упомянуть. Они характеризовались высокой инерционностью (смазываемостью), плохой цветопередачей (а часто - и просто были чёрно-белыми) и крайне удручающими углами обзора, но встретить их сейчас можно только в очень старых портативных компьютерах эпохи "пентиума первого" и более древних. "Активные" матрицы по технологии изготовления бывают на настоящий момент четырёх основных типов:
* TN+Film (Twisted Nematic плюс плёнка, наложенная на экран для увеличения углов обзора) - старейшая из используемых технологий; характеризуется в первую очередь небольшими реальными углами обзора и неважной цветопередачей. Самая дешёвая в производстве плюс позволяет делать "быстрые" матрицы с минимальными заявленными характеристиками переключения "белое-чёрное", что обусловливает её наибольшее распространение. В недорогих ноутбуках вероятность встретить этот тип матрицы практически равна 100%. Битые пиксели на экране выглядят как яркие точки.
* MVA (Multidomain Vertical Alignment) разработки Fujitsu. Относительно "медленные" матрицы, но с неплохой цветопередачей и хорошими углами обзора, изумительной контрастностью. По непонятным причинам в ноутбуках применяются крайне редко, в основном в аппаратах собственного производства Fujitsu. Битый пиксель выглядит, как черная точка.
* PVA (Patterned Vertical Alignment) - улучшенный аналог MVA от Samsung'а. Пока практически не применяется в производстве ноутбучных матриц. Впрочем, есть достаточная большая вероятность появления модернизированного (в плане "ускорения" времени отклика) варианта PVA на этом рынке в самом ближайшем будущем.
* IPS (In-Plane Switching) разработки Hitachi, иногда в модернизированных вариантах Super IPS, Dual Domain IPS, A-IPS. Практически лишены недостатков конкурентов (чуть худшая контрастность по сравнению с MVA-PVA, небольшой отлив чёрного в фиолетовый при взгляде под углом - практически единственные известные особенности), но, увы, обладают высокими себестоимостью производства и энергопотреблением. На матрицах IPS производятся некоторые старшие модели в линейках некоторых производителей (Asus, Dell, IBM, LG, Sharp, Sony, Toshiba).
Следует сказать, что многие производители применяют (чаще всего - исключительно в маркетинговых целях) свои собственные "фирменные" названия технологий. Например, IBM FlexView, ASUS ACEView, Dell UltraSharp, LG Wide View Angle - это "законспирированные" синонимы IPS-матрицы (возможно, с какими-то вариантами), Fujitsu CrystalView - MVA-матрица. Toshiba CASV (Clear Advanced Super View), Acer CrystalBrite, ASUS Color Shine/Crystal Shine, Dell TrueLife, HP-Compaq BrightView, Sony XBrite/X-Black и др. - популярная в последнее время попытка увеличить контрастность матрицы заменой традиционного матового покрытия ЖК-панели на глянцевое с рядом доработок. Фактическое содержимое таких "фирменных" технологий как правило не афишируется подробно, что не позволяет, к сожалению, использовать их наличие или отсутствие как критерий выбора. Например, два ноутбука Sony с (вроде бы) одной и той же технологией XBrite могут иметь совсем разное качество отображения картинки. Зачастую узнать, какая именно матрица установлена в данном конкретном ноутбуке можно только по независимым обзорам.
Попытки отразить характеристики матриц в категориях "качества", "лучшести", разумеется, субъективны, но часто только такие субъективные оценки помогут Вам понять качественную разницу между двумя ноутбучными экранами.